Think24 блог

Как школьнику ворваться в IT: где и чему учиться?

«Говорят, что в IT интересно, большие зарплаты и туда сейчас очень нужны специалисты», — думает школьник, неравнодушный к информатике, и потихоньку начинает подготовку к ЕГЭ по этому предмету.

Помимо ЕГЭ есть ещё много вопросов, которые ему предстоит решить: в какой вуз поступать и поступать ли вообще? А как обойти огромный конкурсы на it-специальности? А где взять опыт работы для трудоустройства?

Школьник лезет в интернет и видит, что есть только 2 типа людей: одни считают, что без высшего образования никуда, другие призывают бросать универ, идти на курсы и срочно открывать свой стартап. Не понятно ни-че-го.

Так как же всё-таки строить свой образовательный трек? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы взяли интервью у руководителя команды разработчиков образовательного контента по информатике Think24, кандидата педагогических наук — Андрея Литвина. Андрей уже 17 лет в педагогике, является учителем Юнеско, основал свою школу программирования, курировал подготовку стартапов от центра «Сириус» и написал уже сотни методических пособий для уроков информатики.


В интернете, на том же Хабре, полно статей о том, что для успешной карьеры в IT высшее образование не нужно или даже вредно. Так ли это на самом деле?


Категорически не согласен насчёт вышки. Но начнём с того, что IT — это целая вселенная. Здесь огромное количество профессий с разными компетенциями. Несомненно, есть очень простые и даже механические задачи, для которых вышка не нужна, это потянет кто угодно. А вот если мы говорим про IT созидательного характера, когда пишется какой-то продукт или софт, то это требует колоссальных знаний и опыта. Я сам участвовал в разработке программного обеспечения для банковского сектора и могу сказать, что даже выпускнику хорошего вуза требовалось много времени на адаптацию и прокачку знаний до необходимого уровня.


Об этом и пишут сторонники идеи «бросай вуз, иди на курсы». Получается, что вуз не дает преимущества, ты приходишь на работу и всё равно тратишь много времени на то, чтобы накопить какой-то первоначальный опыт. Зачем тогда тратить 4−6 лет на вышку?


Во-первых, не стоит уравнивать все вузы, качество подготовки бывает очень разное. Во-вторых, вузы сейчас эту проблему тоже прекрасно осознают и для её решения налаживают сотрудничество с крупными IT-компаниями. Это даёт возможность студентам старших курсов получать практический опыт: стажироваться, делать проекты и писать диплом уже на реальных кейсах. Простенькие онлайн-курсы такого дать не смогут.
В Петербурге из таких вузов, например, ИТМО. Там сейчас идёт очень качественная подготовка специалистов, они сотрудничают с крупными компаниями и гарантированно трудоустраивают туда своих студентов после выпуска.
Конечно, в выигрыше будет тот вуз, который предоставляет практический опыт. На шаг отстают вузы, которые держатся чисто на теории. И тут я должен согласиться насчёт опыта — хорошего разработчика без практики не воспитать.

Источник: https://in.pinterest.com/pin/686517536919024388/


А как выбрать хороший вуз, который даст нужный уровень практики?


Интересоваться вузом! Изучить внимательно сайт, сходить на день открытых дверей, пообщаться с выпускниками и студентами. Или подойти к проблеме с другой стороны и сразу поискать целевые программы на сайтах крупных IT-компаний.
К сожалению, школа сейчас почти не может помочь ребёнку в выборе качественного дальнейшего образования, поэтому тут приходится как-то выкручиваться самим.


Хочется подробнее поговорить о школе. Что сейчас происходит со школьной информатикой, даёт ли она хоть какое-то представление о профессии? Можно ли научиться кодить на устаревших школьных компьютерах?


Конечно, в некоторых школах есть проблемы с материально-технической базой. Отчасти это создает проблему недостаточного качества образования. Но сейчас огромные бюджеты вливаются в то, чтобы обеспечить школы всем необходимым. Да и само «железо» — это не главный фактор. Основные проблемы в другом.
Например, в том, что основные экзамены ОГЭ и ЕГЭ не заточены на прикладную информатику и проектную деятельность. Там сконцентрирована достаточно математическая и теоретическая часть предмета. При стандартной школьной подготовке к ЕГЭ практически ничего и не поймёшь про разработку.
Вторая важная причина — отсутствие квалифицированных кадров. Из-за невысоких ставок учителю приходится брать на себя дополнительные обязанности и буквально разрываться между разными предметами. А кто-то и вовсе уходит из профессии и идёт заниматься чем-то смежным.


Как тогда строить образовательный путь школьнику? Где получать знания и опыт?


Конечно, тут пригодится дополнительное образование.
Существует достаточно большое количество бесплатных вариантов доп. образования. Можно обратить внимание на айти-кубы или кванториумы. Это очные курсы, которые очень распространены в регионах.
Если позволяют финансы, то коммерческих курсов сейчас тоже достаточно. Например, мы в Think24 сейчас разрабатываем очень сильный и отчасти уникальный модуль по информатике, который будет сочетать в себе подготовку к ЕГЭ и практическую информатику. Мы учим решать ЕГЭ-задачки не только теоретическим, но и практическим способом. Это снимает у школьников страх перед программированием и ускоряет процесс решения ЕГЭ, получается такой своеобразный лайфхак.

Если говорить про самостоятельное обучение, то это тоже вполне возможно. Курсов сейчас предостаточно, тот же javarush и подобные ему, где можно в онлайн освоить какие-то языки программирования.

Но я убеждён на 100% и уже неоднократно доказал, что программирование без наставника освоить очень тяжело. Это единичные случаи, когда ребёнок по книжке или по видео-урокам смог чему-то научиться, для этого действительно нужны талант и предрасположенность. Для большинства, конечно, сфера сложная, можно не туда свернуть. А вот наставник, какой-то опытный программист может тут как раз помочь.


Что можно посоветовать школьникам, которые готовятся поступать на IT-специальности? Как готовиться к ЕГЭ, как поступать?


Совет № 1 — на зацикливаться только на ЕГЭ. Да, готовиться точно нужно, и начинать это делать лучше уже в 10 классе. Но положить 2 года только на нарешку — не лучший вариант, надо сразу искать и другие способы применения и прокачки знаний.

Цитата: «Не зацикливайтесь только на ЕГЭ»
Цитата: «Не зацикливайтесь только на ЕГЭ»

Совет № 2 — посмотреть в сторону проектной деятельности.
В нашей стране проходит очень много разных IT-конференций с участием школьников. Самая топовая — это, наверное, «Большие вызовы». Она проходит каждый год в июле в Сочи в центре «Сириус». И, что важно, чтобы туда попасть не нужно никаких денег, достаточно просто иметь отличную идею и мотивацию. С классным проектом легко можно дойти до финала, не потратив при этом ни копейки. Если проект заинтересует инвесторов, то можно рассчитывать на бюджет на реализацию идеи. И вот это будет отличный толчок к карьере! Все, кто проходят «Большие вызовы», автоматически попадают в реестр одарённых детей России. Самые топовые вузы страны мониторят этот реестр и приглашают детей на бюджетные места, в этом случае результат ЕГЭ становится совершенно вторичен.


На сегодняшний день в хороших вузах огромный конкурс на IT-специальности, а проходные баллы давно перевалили за 300. Что делать абитуриентам?


Наверное, стратегия должна быть такой: в 10 классе примерно определить для себя один или несколько приоритетных вузов и внимательно отслеживать мероприятия и конкурсы от этих вузов, это даст важный бонус при поступлении. Почти в каждом хорошем университете они есть.
Например, ИТМО ежегодно проводит внутренние олимпиады, лидеры которых поступают без экзаменов или на льготных условиях.
Помимо мероприятия от вузов есть ещё множество олимпиад: региональные олимпиады, РОШ и ВСОШ. Да, участвовать и побеждать в них непросто. Но пытаться точно стоит, потому что это, как минимум, интереснее, чем нарешка ЕГЭ.


А что делать тем, кто поздно задумался о подготовке и уже не успевает прокачать знания до нужного уровня?


Ну тут, как и везде, может помочь хорошая идея, развитые soft skills и харизма. Поясню на примере: у меня в прошлом году ученица попала в «Сириус» с достаточно сырым проектом, но хорошей идеей. Мы подавали её на конкурс без особой надежды, но в процессе выяснилось, что она блестяще может защитить и отстоять свою идею, ответить на вопросы и просто очаровать судей! В итоге она попала в реестр одарённых детей, хотя на такое никто даже не рассчитывал.

Источник: http://memesmix.net/meme/gdlab9


А какие ещё навыки могут пригодится будущим айтишникам, кроме непосредственного знания языков программирования?


Хороший программист точно должен быть хорошим математиком. И это как раз знания именно вузовского уровня, а не школьные — ещё один аргумент в копилочку вышки.
Второй важный навык — это технический и разговорный английский язык. Очень много книг по программированию не русифицированы, очень многие компании являются международными и требуют от сотрудника высокого уровня языка.
Ну и, конечно же, хорошие менеджерские и коммуникационные навыки. Одни программисты с утра до ночи кодят и занимаются техническим наполнением продукта, ни с кем особо не общаясь. Им, конечно, не особенно важно уметь выступать. Но для тех, кто планирует расти в профессии или заниматься собственными проектами, умение защитить свою идею и организовать работу над ней становится критически необходимым.
Для будущих стартаперов также играет огромное значение креативность. Зачастую, бизнес выстреливает именно из-за классной идеи, и на начальном этапе всё приходится делать самому: креатив, разработку, дизайн и даже продвижение. За примерами далеко ходить не нужно: Apple начинали в гараже.

___________________

Востребованность специалистов в IT сейчас очень высока. Качественных кадров не хватает, за ними идет настоящая охота. При грамотном и своевременном планировании образовательного трека из школьника, которому просто нравится информатика или математика, можно вырастить специалиста топового уровня. Для этого необходимо еще в 8−9 классе пройти профориентацию, чтобы убедиться в точности принятого решения, а после начать планомерно готовиться к ЕГЭ и участию в конкурсах и олимпиадах.
Родителям Ученикам Поступление