Вы — родитель подростка? Переживаете за успеваемость своего ребенка?
Плохие оценки — нередкое явление у школьников 6−11 классов. Почему успеваемость может падать? Что с этим делать родителям? Стоит ли бить тревогу? В этой статье вместе с практикующим психологом Анной Емельяновой разбираемся в причинах и способах решения этой проблемы.
Плохие оценки — нередкое явление у школьников 6−11 классов. Почему успеваемость может падать? Что с этим делать родителям? Стоит ли бить тревогу? В этой статье вместе с практикующим психологом Анной Емельяновой разбираемся в причинах и способах решения этой проблемы.
Статья. Как родителю относиться к плохим оценкам?
Подростковый возраст — это сюрприз. Даже много сюрпризов. Одним из таких иногда становятся и оценки. Бывает, что ребенок учился на 4−5, и вдруг скатился. Или и было-то не очень, а стало вообще жуть.
Зачастую оценка становится просто индикатором, по которому родитель начинает бить тревогу. Но чаще всего — она лишь верхушка айсберга. И в этой статье мы попробуем опуститься чуть ниже, к внутренним процессам, которые за этим прячутся.
Страхи, связанные со снижением успеваемости, — это нормально. Кажется, что именно плохие оценки могут разрушить всю дальнейшую жизнь подростка и отправить ее под откос. И это даже хорошо, что вы не остаетесь равнодушны к этому! Ведь тогда у вас есть возможность увидеть то, что, возможно, было скрыто от ваших глаз, и оказать поддержку и помощь своему ребенку. В этой статье мы попытаемся достаточно подробно проанализировать с психологической точки зрения все возможные причины и варианты развития событий.
Зачастую оценка становится просто индикатором, по которому родитель начинает бить тревогу. Но чаще всего — она лишь верхушка айсберга. И в этой статье мы попробуем опуститься чуть ниже, к внутренним процессам, которые за этим прячутся.
Страхи, связанные со снижением успеваемости, — это нормально. Кажется, что именно плохие оценки могут разрушить всю дальнейшую жизнь подростка и отправить ее под откос. И это даже хорошо, что вы не остаетесь равнодушны к этому! Ведь тогда у вас есть возможность увидеть то, что, возможно, было скрыто от ваших глаз, и оказать поддержку и помощь своему ребенку. В этой статье мы попытаемся достаточно подробно проанализировать с психологической точки зрения все возможные причины и варианты развития событий.
Подростковый возраст. Что важно в этот период с точки зрения психологии?
Подростковый возраст — возраст перемен. Перемен в теле, в психике, в личности. Происходит перестройка биохимии тела, развивается нервная система, что ведет к развитию самосознания и способности рефлексировать.
На этом этапе среда взаимодействия становится шире, происходит расширение социальных связей. Подросток неосознанно фокусируется на исследовании себя, людей вокруг и мира:
«какой я? какой я с другими? кто эти другие? какой я в мире? где мое место?»
Поднимаются философские вопросы, а юный человек приобретает новые скиллы для взрослой жизни. И роль родителя на этом этапе очень важна.
Ведущими типами деятельности на этом этапе становятся интимно-личностные отношения и самоопределение.
Например, ведущий тип деятельности дошкольника — игра. Она одновременно помогает ему решить разные психологические задачки. Он приобретает опыт взаимодействия с миром через проигрывание ситуаций и отношений. В игре ребенок примеряет на себя разные социальные роли, что, в свою очередь, ведет к важным изменениям в его психике и личности. Эти перемены нужны для перехода на следующий этап взросления.
Подросток же общается, взаимодействует, исследует мир через отношения с другими, ищет ответ на вопрос: «кто я? чем я полезен? что я могу делать для других?». И это ведет его к следующей ступени развития — взрослости.В это же время учеба, как деятельность, становится фоном, текущими обязанностями (как у взрослых ходить на работу), поэтому интерес к ней в принципе может снижаться. Ведь на первом месте сейчас — узнать и понять, кто Я и какой Я.
При этом далеко не всегда снижается успеваемость. Но если это происходит, то стоит поискать причины.
На этом этапе среда взаимодействия становится шире, происходит расширение социальных связей. Подросток неосознанно фокусируется на исследовании себя, людей вокруг и мира:
«какой я? какой я с другими? кто эти другие? какой я в мире? где мое место?»
Поднимаются философские вопросы, а юный человек приобретает новые скиллы для взрослой жизни. И роль родителя на этом этапе очень важна.
Ведущими типами деятельности на этом этапе становятся интимно-личностные отношения и самоопределение.
Например, ведущий тип деятельности дошкольника — игра. Она одновременно помогает ему решить разные психологические задачки. Он приобретает опыт взаимодействия с миром через проигрывание ситуаций и отношений. В игре ребенок примеряет на себя разные социальные роли, что, в свою очередь, ведет к важным изменениям в его психике и личности. Эти перемены нужны для перехода на следующий этап взросления.
Подросток же общается, взаимодействует, исследует мир через отношения с другими, ищет ответ на вопрос: «кто я? чем я полезен? что я могу делать для других?». И это ведет его к следующей ступени развития — взрослости.В это же время учеба, как деятельность, становится фоном, текущими обязанностями (как у взрослых ходить на работу), поэтому интерес к ней в принципе может снижаться. Ведь на первом месте сейчас — узнать и понять, кто Я и какой Я.
При этом далеко не всегда снижается успеваемость. Но если это происходит, то стоит поискать причины.
Цитата: Ведущими типами деятельности для подростка становятся интимно-личностные отношения и социально-значимая деятельность.
Почему же может падать успеваемость в этот период?
Резкая передача ответственности
Это происходит, когда с ребенком делали уроки в начальной школе или вообще гиперопекали в вопросах учебы, а при переходе в среднюю школу вдруг решили, что подросток уже взрослый и уроки должен делать сам. Снижение успеваемости будет иллюстрировать неготовность справляться с этим самостоятельно, нехватку навыков брать ответственность. Ведь эта обязанность требует много скиллов: распределять время, расставить приоритеты в работе, навык самоконтроля и самомотивации.
Это происходит, когда с ребенком делали уроки в начальной школе или вообще гиперопекали в вопросах учебы, а при переходе в среднюю школу вдруг решили, что подросток уже взрослый и уроки должен делать сам. Снижение успеваемости будет иллюстрировать неготовность справляться с этим самостоятельно, нехватку навыков брать ответственность. Ведь эта обязанность требует много скиллов: распределять время, расставить приоритеты в работе, навык самоконтроля и самомотивации.
Способ выражения протеста и утверждения своей свободы, воли и права на собственные проявления при повышенном контроле со стороны родителей. Жесткие требования и рамки вынуждают действовать из чувства противоречия. Это крик, сигнализирующий: «вы не можете меня полностью контролировать».
Неосознанная стратегия «быть плохим»
Это случается тогда, когда реальный контакт с подростком заменяется ожиданиями. Реальные успехи остаются незамеченными или не учитываются, а интересы (пусть и не всегда понятные родителям) обесцениваются. Со стороны подростка это может звучать так: «Если вы не принимаете меня таким, какой я есть, не слышите, не видите, не хотите узнать, если считаете, что я „плохой“, то я буду плохим! Назло».
Это случается тогда, когда реальный контакт с подростком заменяется ожиданиями. Реальные успехи остаются незамеченными или не учитываются, а интересы (пусть и не всегда понятные родителям) обесцениваются. Со стороны подростка это может звучать так: «Если вы не принимаете меня таким, какой я есть, не слышите, не видите, не хотите узнать, если считаете, что я „плохой“, то я буду плохим! Назло».
Подростковые вопросы, связанные с возрастанием осознанности
«А зачем вообще учиться? А зачем учить то, что не пригодится и тратить на это силы?» Согласитесь, очень даже интересные вопросы. А ведь этого никто толком не объясняет. Вроде принято так, важная такая обязанность, как на работу ходить. Ну, хорошо! Но все же, зачем?
«А зачем вообще учиться? А зачем учить то, что не пригодится и тратить на это силы?» Согласитесь, очень даже интересные вопросы. А ведь этого никто толком не объясняет. Вроде принято так, важная такая обязанность, как на работу ходить. Ну, хорошо! Но все же, зачем?
Когда родители всегда все решают за ребенка
Тогда взрослеющему человеку трудно понять, что он вообще хочет и любит сам. Собственная мотивация приглушена голосом и решениями взрослых людей. В этой ситуации особо ничего не интересно. Это отразится и в оценках.
Тогда взрослеющему человеку трудно понять, что он вообще хочет и любит сам. Собственная мотивация приглушена голосом и решениями взрослых людей. В этой ситуации особо ничего не интересно. Это отразится и в оценках.
Смещенная мотивация
Это когда истинного интереса к предмету в широком смысле сформировано не было. Мотивация учиться тогда связывается не со стремлением к познанию как таковому, свойственному человеку, а с получением оценки ради определенной цели/реакции взрослых. Ребенок учится, чтобы порадовать родителей, получить одобрение учителя, избежать наказания, получить взамен что-то материальное. Если система начинает барахлить, то успеваемость упадет естественным образом.
Это когда истинного интереса к предмету в широком смысле сформировано не было. Мотивация учиться тогда связывается не со стремлением к познанию как таковому, свойственному человеку, а с получением оценки ради определенной цели/реакции взрослых. Ребенок учится, чтобы порадовать родителей, получить одобрение учителя, избежать наказания, получить взамен что-то материальное. Если система начинает барахлить, то успеваемость упадет естественным образом.
Предмет может быть просто не интересен, либо он ассоциативно связывается с некомфортными отношениями с учителем
Младший школьник смотрит на учителя, как на ориентир, ему очень важно его одобрение. Эти отношения выстраиваются иерархически. У подростка же уже возникает внутреннее требование быть со взрослым на равных, требование уважения к себе и больше партнерских отношений. Поэтому личность учителя тут тоже может влиять на интерес к предмету.
Младший школьник смотрит на учителя, как на ориентир, ему очень важно его одобрение. Эти отношения выстраиваются иерархически. У подростка же уже возникает внутреннее требование быть со взрослым на равных, требование уважения к себе и больше партнерских отношений. Поэтому личность учителя тут тоже может влиять на интерес к предмету.
Эмоциональные трудности, внутренние переживания, неудачи в личностных отношениях. Ощущение брошенности и ненужности взрослыми, которые заняты и/или просто не интересуются подростком, его внутренним миром и глубиной. Это провоцирует депрессивный фон, желание уйти в себя, а порой отстраниться от мира.
Для подростка, как и для любого человека, крайне важно быть нужным, быть принятым группой или конкретным человеком. Романтические отношения в этом возрасте могут особо ранить, так как вынуждают быть уязвимым. Пока внутри эмоциональная буря, потерянность, отсутствие поддержки и опоры, учеба будет даваться тяжело.
Для подростка, как и для любого человека, крайне важно быть нужным, быть принятым группой или конкретным человеком. Романтические отношения в этом возрасте могут особо ранить, так как вынуждают быть уязвимым. Пока внутри эмоциональная буря, потерянность, отсутствие поддержки и опоры, учеба будет даваться тяжело.
Стресс в широком смысле
Это свойственно не только подростковому возрасту, но об этом стоит упомянуть. Длительный фоновый стресс или какое-либо острое, шоковое событие могут проявиться в снижении успеваемости. Стресс (эмоциональный, физический) постепенно истощает нервную систему. При остром стрессе такая реакция психики может возникать с запозданием (до полугода-года).
Учеба страдает, потому что организм переходит в сберегательный режим, и ему уже не до обслуживания сложных умственных процессов. Либо из-за удержания психикой сильных/болезненных чувств, связанных с травмирующим событием.
Это свойственно не только подростковому возрасту, но об этом стоит упомянуть. Длительный фоновый стресс или какое-либо острое, шоковое событие могут проявиться в снижении успеваемости. Стресс (эмоциональный, физический) постепенно истощает нервную систему. При остром стрессе такая реакция психики может возникать с запозданием (до полугода-года).
Учеба страдает, потому что организм переходит в сберегательный режим, и ему уже не до обслуживания сложных умственных процессов. Либо из-за удержания психикой сильных/болезненных чувств, связанных с травмирующим событием.
Нежелание выделяться среди сверстников
В подростковом возрасте мнение сверстников и принятие какой-либо группой — важная составляющая взросления. Если в круге общения непопулярно быть отличником, то стать таким «плохишом» для некоторых становится выгоднее. Компромисс при таком внутреннем противоречии порой найти трудно, и тогда побеждает принятие группой.
В подростковом возрасте мнение сверстников и принятие какой-либо группой — важная составляющая взросления. Если в круге общения непопулярно быть отличником, то стать таким «плохишом» для некоторых становится выгоднее. Компромисс при таком внутреннем противоречии порой найти трудно, и тогда побеждает принятие группой.
Большая нагрузка и отсутствие реального отдыха
Это когда кроме школы, дополнительной подготовки в школе к ОГЭ или ЕГЭ ещё репетиторы, подготовительные курсы, пара десяткой кружков и школьный спектакль. Мозги закипают, им просто надо отдохнуть :)
Это когда кроме школы, дополнительной подготовки в школе к ОГЭ или ЕГЭ ещё репетиторы, подготовительные курсы, пара десяткой кружков и школьный спектакль. Мозги закипают, им просто надо отдохнуть :)
Мозги закипают, им просто надо отдохнуть :)
Родительское отношение к оценкам, и что за этим стоит
Для нас, людей, воспитанных в системе оценивания, вполне понятно, что оценка может быть значимым критерием того, что в жизни все идет по плану. И мы, становясь взрослыми, начинаем применять ее к детям. Но в реальности отношение к оценкам у разных взрослых в итоге формируется разное. Ниже некоторые варианты причин, почему оценка становится так важна для родителей.
1. Тревога + ожидания, которые формируются у родителя по отношению к ребенку. Взрослый уже нафантазировал складное будущее для своего ребенка, а тут бац и плохие оценки. Столкновение с непредвиденным вызывает у родителя страхи за будущее подростка. Здесь в сознании работает достаточно жесткая и вместе с тем абсурдная логическая сцепка: «Если оценки плохие, значит…». А дальше срабатывает фантазия с учетом всего опыта и ожиданий, который имеет взрослый.
2. Стыд. В этом случае родителю крайне важна оценка. И не просто оценка, а какая она. Бывает, что ниже пятерки уже не считается. Оценка в таком случае — внешний критерий успешности, «хорошести» ребенка и, следовательно, семьи. Часто это важно для родителей, которым вообще важно, что о них подумают другие.
3. Иррациональные убеждения а-ля «Человек должен учиться хорошо». Как правило, это лишь засевший, взятый от родителей способ мышления. Например, в советские времена хорошо учиться равно быть хорошим человеком. Такие родители и сами обычно большие умнички. Конечно, плохая оценка в таком случае не будет вписываться в устоявшуюся картину мира.
4. Когда оценка является родительским рычагом воспитания. Часто это про контроль поведения через договор: если у тебя хорошие оценки, то… (получишь новый телефон/пойдешь гулять и т. д.)
5. Собственное состояние родителя или игнорирующий тип взаимодействия/занятость. При таких отношениях, оценка — единственное, что дает родителю информацию о том, что все хорошо или плохо. А плохая оценка включает режим: «Надо что-то делать! Мы теряем контроль!»
1. Тревога + ожидания, которые формируются у родителя по отношению к ребенку. Взрослый уже нафантазировал складное будущее для своего ребенка, а тут бац и плохие оценки. Столкновение с непредвиденным вызывает у родителя страхи за будущее подростка. Здесь в сознании работает достаточно жесткая и вместе с тем абсурдная логическая сцепка: «Если оценки плохие, значит…». А дальше срабатывает фантазия с учетом всего опыта и ожиданий, который имеет взрослый.
2. Стыд. В этом случае родителю крайне важна оценка. И не просто оценка, а какая она. Бывает, что ниже пятерки уже не считается. Оценка в таком случае — внешний критерий успешности, «хорошести» ребенка и, следовательно, семьи. Часто это важно для родителей, которым вообще важно, что о них подумают другие.
3. Иррациональные убеждения а-ля «Человек должен учиться хорошо». Как правило, это лишь засевший, взятый от родителей способ мышления. Например, в советские времена хорошо учиться равно быть хорошим человеком. Такие родители и сами обычно большие умнички. Конечно, плохая оценка в таком случае не будет вписываться в устоявшуюся картину мира.
4. Когда оценка является родительским рычагом воспитания. Часто это про контроль поведения через договор: если у тебя хорошие оценки, то… (получишь новый телефон/пойдешь гулять и т. д.)
5. Собственное состояние родителя или игнорирующий тип взаимодействия/занятость. При таких отношениях, оценка — единственное, что дает родителю информацию о том, что все хорошо или плохо. А плохая оценка включает режим: «Надо что-то делать! Мы теряем контроль!»
Источник: demotos.ru/node/5080
Как реагировать родителям?
Безусловно, тут все очень индивидуально, так как причины падения успеваемости уникальны, и в этом надо разбираться.
Упала ли она резко или катилась вниз постепенно, есть ли четкая связь падения успеваемости с конкретным событием или нет, как складываются отношения и вообще происходит подростковый период.
Упала ли она резко или катилась вниз постепенно, есть ли четкая связь падения успеваемости с конкретным событием или нет, как складываются отношения и вообще происходит подростковый период.
Что можно сделать?
- Проанализировать свои реакции и отношение к оценкам, например:
Что для меня значит успеваемость моего ребенка? Как она влияет на мое состояние?
Что со мной, когда оценки плохие?
Что самое страшное может произойти (в фантазии), если оценки будут плохие?
Можно попробовать раскрутить всю цепочку по примеру:
Если у него плохие оценки — он не сможет поступить в хороший вуз — не получит хорошего образования — не найдет достойную работу и т. д.
Попробуйте дойти в этих рассуждениях до конца и увидеть истинный предмет вашей тревоги. Дальше можно попробовать проанализировать и посмотреть, насколько этот страх жизнеспособен в условиях современного мира — достаточно свободного и гибкого. Как этот страх или убеждение прокралось в голову, и когда это произошло? Чей это страх на самом деле?
- Попробовать увидеть и почувствовать, что происходит с подростком. Насколько его реакции живые, как он себя чувствует, нет ли изменений аппетита и сна. Его могут волновать совершенно не связанные с учебой вещи, с которыми ему трудно справляться и о которых ему трудно говорить. Здесь подойдет показать и выразить позицию взрослого, который готов на диалог, а не к нравоучениям и нотациям, готов слушать и услышать состояние. Здесь важно не давить, не выпытывать, а показать свою готовность быть рядом. Комфортное эмоциональное состояние — это ресурс для всего, в том числе учебной деятельности.
- Посмотреть на подростка вне оценок. Опишите, какой он? Что у него получается, какие у него сильные стороны? Это могут быть совершенно не социально ожидаемые и «правильные» вещи. Что он делает с радостью? В чем вы чувствуете его интерес и свободу? В чем он живой? Может, он классно катается на роликах, увлеченно снимает ролики для тик-тока, умеет интересно что-то рассказывать и т. д. Помните, отметка — это только показатель того, насколько ученик усвоил тот или иной материал, а не оценка его личности, талантов, способностей в широком смысле слова.
- Быть на стороне подростка. Школа итак давит на детей, требуя соответствия уровню класса или уровню школы. Подростку точно нужна поддержка от близких людей, даже когда не все идет гладко.
- Вместе искать причины падения успеваемости с целью передачи ответственности за это подростку. Такие диалоги стоит проводить так же без давления и укоров, но с готовностью помочь. Тогда у подростка появляется выбор и результат, на который он может влиять.