Think24 блог

Почему подростки играют в компьютерные игры? Часть 2. Ответ психолога

Компьютерные игры популярны у#nbsp;тинейджеров.

Но#nbsp;многие родители реагируют на#nbsp;такое увлечение достаточно категорично.

В#nbsp;прошлой статье, написанной подростком, мы#nbsp;уже посмотрели на#nbsp;эту ситуацию с#nbsp;одной стороны. В#nbsp;этот раз мы#nbsp;попросили профессионального психолога и#nbsp;эксперта по#nbsp;работе с#nbsp;подростками Анну Емельяновуоценить проблему с#nbsp;профессиональной точки зрения.

В#nbsp;этой статье разберемся, когда увлечение компьютерными играми#nbsp;— безобидное времяпровождение, а#nbsp;когда от#nbsp;родителей требуется обратить внимание на#nbsp;состояние подростка.
Статья: Почему подростки играют в#nbsp;компьютерные игры? Часть 2. Ответ психолога
#nbsp;

Как воспринимает видеоигры наш организм?

Компьютерная игра#nbsp;— это созданное людьми виртуальное пространство, имитирующее реальность или ее#nbsp;элементы. Это значит, что игры наравне с#nbsp;реальностью активируют лимбическую систему, которая отвечает за#nbsp;возникновение эмоций.

С#nbsp;точки зрения нашего ума, в#nbsp;игре все понарошку, но#nbsp;эмоционально мы#nbsp;считаем происходящее реальностью: радуемся победам, расстраиваемся из-за неудач, боимся противников. В#nbsp;обобщенном виде игра активизирует нервную систему и#nbsp;провоцирует выброс гормонов: кортизола, адреналина, дофамина и#nbsp;эндорфинов, которые точно так#nbsp;же вырабатываются организмом и#nbsp;в#nbsp;реальной жизни. Игры создают иллюзию пережитых событий с#nbsp;вполне ощутимыми эмоциональными последствиями.
Цитата: «Игры создают иллюзию пережитых событий с#nbsp;вполне ощутимыми эмоциональными последствиями»
#nbsp;

Когда игра безопасна?

Если кратко#nbsp;— тогда, когда она не#nbsp;заменяет реальной жизни. Если жизнь подростка наполнена событиями, эмоциями, общением с#nbsp;друзьями и#nbsp;близкими, если он#nbsp;имеет увлечения и#nbsp;реализует себя через разные сферы жизни, то#nbsp;у#nbsp;родителей нет повода переживать.

В#nbsp;нормальном состоянии игра помогает человеку реализовать несколько важных целей:
  1. Сбросить напряжение или переключиться при высоких нагрузках и#nbsp;усталости. Кто-то предпочитает «потупить в#nbsp;телефон», а#nbsp;кто в#nbsp;онлайн-игры.
  2. Испытать свои возможности или примерить на#nbsp;себя роль какого-либо персонажа (без отказа от#nbsp;активных действий реальной жизни).
  3. Реализовать творческую энергию или прокачать навыки.
  4. Найти единомышленников, стать частью сообщества.
  5. Почувствовать себя уверенно среди сверстников через игровой результат.
  6. Получить удовольствие от#nbsp;создания чего-либо своего, от#nbsp;ощущения собственного влияния и#nbsp;управления игровым процессом.
#nbsp;

Когда сидение за компьютером указывает на трудности у подростка?

  1. Когда игра заменяет что-то утраченное в#nbsp;жизни. Например, потерянную эмоциональную связь подростка с#nbsp;кем-то или чем-то. Так взрослые люди иногда начинают курить после стрессовых событий или потерь.
  2. Когда ради игры подросток бросает увлечения, перестает стремиться к#nbsp;чему-либо в#nbsp;реальной жизни и#nbsp;ставить цели, прерывает общение со#nbsp;сверстниками. При этом у#nbsp;него снижается успеваемость или совсем пропадает интерес к#nbsp;учебе. Когда подросток как#nbsp;бы «уходит» из#nbsp;реальности, избегает ее, заменяя игровым пространством.
  3. Когда необходимость или просьба завершить игру вызывает сильную агрессию.
  4. Когда время, проведенное за#nbsp;компьютером, сильно превышает установленное или начинает напрямую влиять на#nbsp;другие сферы жизни.
  5. Когда пространство игры начинает занимать бОльшую часть мыслей и#nbsp;разговоров подростка.
#nbsp;

Почему игры начинают заменять подростку реальную жизнь?

  • Неустойчивая самооценка. Это могут быть трудности, связанные с#nbsp;незнанием себя, процесс принятия себя, своей внешности или внутреннего мира. Сложность с#nbsp;поиском друзей, установлением близких отношений с#nbsp;кем-то, кто может разделить интересы ребенка. Причиной также может стать неуверенность в#nbsp;своих силах, отсутствие значимых для#nbsp;подростка успехов или трудность их#nbsp;признать.
  • Подавленные эмоции. Так бывает, когда у#nbsp;подростка вырабатывается привычка замалчивать свои истинные переживания или не#nbsp;выражать сильные эмоции. Но#nbsp;даже если эмоции подавлены, им#nbsp;нужен выход. Игра в#nbsp;таком случае становится безопасным способом «выпустить демонов».
  • Стрессовое событие. Это может быть развод родителей, напряженные отношения в#nbsp;семье, смерть близкого человека, смена места жительства и#nbsp;т.#nbsp;д. Игра становится способом отвлечься от#nbsp;очень сильных чувств, с#nbsp;которыми невозможно справиться одному.
  • Трудности в#nbsp;отношениях с#nbsp;родителями. Так происходит, когда подростку уделяют мало внимания или#nbsp;же наоборот при излишнем контроле со#nbsp;стороны взрослых.
  • В#nbsp;первом случае игра помогает тинейджеру «убежать» от#nbsp;неприятных чувств (например, ненужности, одиночества), во#nbsp;втором-играть по#nbsp;своим правилам.
Картинка: Видеоигры и подросток
Родителю стоит насторожиться, если у#nbsp;ребенка появились неожиданно резкие скачки настроения или подавленность, беспокойство, закрытость на#nbsp;протяжении недели и#nbsp;больше. Любое резкое изменения поведения#nbsp;— это тревожный звоночек. Обратите внимание на#nbsp;общую мотивацию, успеваемость, сон и#nbsp;аппетит#nbsp;— обычно именно они становятся первыми сигналами того, что что-то не#nbsp;так.
#nbsp;

Что делать родителям с подростком-игроманом?

Для#nbsp;начала#nbsp;— мыслить шире и#nbsp;всегда разбираться в#nbsp;вопросе обстоятельнее. Конечно, хочется просто отмахнуться фразой «это все из-за компьютера». Да, эта формулировка позволяет не#nbsp;углубляться в#nbsp;проблему и#nbsp;не#nbsp;тратить ресурсы на#nbsp;поиски первопричин. Но#nbsp;такие выводы получаются безосновательными, а#nbsp;это напрямую влияет на#nbsp;доверие между взрослым и#nbsp;тинейджером.

Обращайте внимание на#nbsp;состояние подростка и#nbsp;старайтесь смотреть в#nbsp;корень проблемы#nbsp;— желание играть может быть связано с#nbsp;ними напрямую.

Для#nbsp;этого, конечно, придется вкладывать свои силы в#nbsp;отношения с#nbsp;подростком. Это значит устанавливать связь и#nbsp;искать доверие, а#nbsp;не#nbsp;только стандартный круг значимых для#nbsp;взрослых атрибутов благополучия:

✔️ «обут», ✔️ «одет», ✔️ «поел», ✔️ «уроки сделал», «дела нормально» ✔️ «жив» => хотя и#nbsp;это тоже очень важно.
#nbsp;

Также важно установить единые правила для всех членов семьи.

Ежедневный систематический просмотр телевизора или постоянное залипание в#nbsp;телефон вполне можно приравнять к#nbsp;компьютерной игре. Поставьте себя на#nbsp;место ребенка: как#nbsp;бы вы#nbsp;отнеслись к#nbsp;утверждению, что все трудности в#nbsp;вашей жизни из-за просмотра телевизора или телефона?

Для#nbsp;урегулирования процесса, попробуйте ввести временнЫе ограничения на#nbsp;игры и#nbsp;подробно обсудить эти условия. Если подросток не#nbsp;завершает игру, лучше предупреждать о#nbsp;необходимости ее#nbsp;закончить за#nbsp;10−15 минут до#nbsp;истечения оговоренного срока. Так у#nbsp;тинейджера появляется возможность закончить какие-то действия, дойти до#nbsp;логической точки и#nbsp;сохранить свой результат.

И, главное, никогда не#nbsp;стоит стесняться обращаться за#nbsp;помощью к#nbsp;специалистам. Подростку (как и#nbsp;взрослым) свойственно неосознанно искать доступные выходы из#nbsp;сложных ситуаций, с#nbsp;которыми трудно справиться самому. Своевременная помощь специалистов помогает любому человеку лучше себя понять и#nbsp;нормализовать состояние, а#nbsp;родителям разобраться в#nbsp;том, что происходит, и#nbsp;изменить стратегию поведения, чтобы улучшить взаимоотношения.
#nbsp;

Маленькие выводы

  • Игры бывают разные: некоторые отлично прокачивают важные для#nbsp;учебы и#nbsp;жизни скиллы
  • Игры не#nbsp;зомбируют сами по#nbsp;себе
  • Игра может стать ключом к#nbsp;пониманию состояния подростка. Просто спросите, во#nbsp;что и#nbsp;почему он#nbsp;играет?
  • Зависимость от#nbsp;игры, как и#nbsp;любая другая зависимость, определяется вполне конкретными критериями. Не#nbsp;стоит увлеченную игру путать с#nbsp;зависимостью
  • Уход в#nbsp;игры#nbsp;— следствие трудностей в#nbsp;реальной жизни. Чаще всего это проблемы с#nbsp;самооценкой, взаимоотношения с#nbsp;семьей и#nbsp;сверстниками и#nbsp;личная жизнь. И#nbsp;с#nbsp;этим можно и#nbsp;важно разбираться.
2022-04-20 16:09 Родителям