Think24 блог

Почему подростки играют в компьютерные игры? Часть 2. Ответ психолога

Компьютерные игры популярны у тинейджеров.

Но многие родители реагируют на такое увлечение достаточно категорично.

В прошлой статье, написанной подростком, мы уже посмотрели на эту ситуацию с одной стороны. В этот раз мы попросили профессионального психолога и эксперта по работе с подростками Анну Емельяновуоценить проблему с профессиональной точки зрения.

В этой статье разберемся, когда увлечение компьютерными играми — безобидное времяпровождение, а когда от родителей требуется обратить внимание на состояние подростка.
Статья: Почему подростки играют в компьютерные игры? Часть 2. Ответ психолога
 

Как воспринимает видеоигры наш организм?

Компьютерная игра — это созданное людьми виртуальное пространство, имитирующее реальность или ее элементы. Это значит, что игры наравне с реальностью активируют лимбическую систему, которая отвечает за возникновение эмоций.

С точки зрения нашего ума, в игре все понарошку, но эмоционально мы считаем происходящее реальностью: радуемся победам, расстраиваемся из-за неудач, боимся противников. В обобщенном виде игра активизирует нервную систему и провоцирует выброс гормонов: кортизола, адреналина, дофамина и эндорфинов, которые точно так же вырабатываются организмом и в реальной жизни. Игры создают иллюзию пережитых событий с вполне ощутимыми эмоциональными последствиями.
Цитата: «Игры создают иллюзию пережитых событий с вполне ощутимыми эмоциональными последствиями»
 

Когда игра безопасна?

Если кратко — тогда, когда она не заменяет реальной жизни. Если жизнь подростка наполнена событиями, эмоциями, общением с друзьями и близкими, если он имеет увлечения и реализует себя через разные сферы жизни, то у родителей нет повода переживать.

В нормальном состоянии игра помогает человеку реализовать несколько важных целей:
  1. Сбросить напряжение или переключиться при высоких нагрузках и усталости. Кто-то предпочитает «потупить в телефон», а кто в онлайн-игры.
  2. Испытать свои возможности или примерить на себя роль какого-либо персонажа (без отказа от активных действий реальной жизни).
  3. Реализовать творческую энергию или прокачать навыки.
  4. Найти единомышленников, стать частью сообщества.
  5. Почувствовать себя уверенно среди сверстников через игровой результат.
  6. Получить удовольствие от создания чего-либо своего, от ощущения собственного влияния и управления игровым процессом.
 

Когда сидение за компьютером указывает на трудности у подростка?

  1. Когда игра заменяет что-то утраченное в жизни. Например, потерянную эмоциональную связь подростка с кем-то или чем-то. Так взрослые люди иногда начинают курить после стрессовых событий или потерь.
  2. Когда ради игры подросток бросает увлечения, перестает стремиться к чему-либо в реальной жизни и ставить цели, прерывает общение со сверстниками. При этом у него снижается успеваемость или совсем пропадает интерес к учебе. Когда подросток как бы «уходит» из реальности, избегает ее, заменяя игровым пространством.
  3. Когда необходимость или просьба завершить игру вызывает сильную агрессию.
  4. Когда время, проведенное за компьютером, сильно превышает установленное или начинает напрямую влиять на другие сферы жизни.
  5. Когда пространство игры начинает занимать бОльшую часть мыслей и разговоров подростка.
 

Почему игры начинают заменять подростку реальную жизнь?

  • Неустойчивая самооценка. Это могут быть трудности, связанные с незнанием себя, процесс принятия себя, своей внешности или внутреннего мира. Сложность с поиском друзей, установлением близких отношений с кем-то, кто может разделить интересы ребенка. Причиной также может стать неуверенность в своих силах, отсутствие значимых для подростка успехов или трудность их признать.
  • Подавленные эмоции. Так бывает, когда у подростка вырабатывается привычка замалчивать свои истинные переживания или не выражать сильные эмоции. Но даже если эмоции подавлены, им нужен выход. Игра в таком случае становится безопасным способом «выпустить демонов».
  • Стрессовое событие. Это может быть развод родителей, напряженные отношения в семье, смерть близкого человека, смена места жительства и т. д. Игра становится способом отвлечься от очень сильных чувств, с которыми невозможно справиться одному.
  • Трудности в отношениях с родителями. Так происходит, когда подростку уделяют мало внимания или же наоборот при излишнем контроле со стороны взрослых.
  • В первом случае игра помогает тинейджеру «убежать» от неприятных чувств (например, ненужности, одиночества), во втором-играть по своим правилам.
Картинка: Видеоигры и подросток
Родителю стоит насторожиться, если у ребенка появились неожиданно резкие скачки настроения или подавленность, беспокойство, закрытость на протяжении недели и больше. Любое резкое изменения поведения — это тревожный звоночек. Обратите внимание на общую мотивацию, успеваемость, сон и аппетит — обычно именно они становятся первыми сигналами того, что что-то не так.
 

Что делать родителям с подростком-игроманом?

Для начала — мыслить шире и всегда разбираться в вопросе обстоятельнее. Конечно, хочется просто отмахнуться фразой «это все из-за компьютера». Да, эта формулировка позволяет не углубляться в проблему и не тратить ресурсы на поиски первопричин. Но такие выводы получаются безосновательными, а это напрямую влияет на доверие между взрослым и тинейджером.

Обращайте внимание на состояние подростка и старайтесь смотреть в корень проблемы — желание играть может быть связано с ними напрямую.

Для этого, конечно, придется вкладывать свои силы в отношения с подростком. Это значит устанавливать связь и искать доверие, а не только стандартный круг значимых для взрослых атрибутов благополучия:

✔️ «обут», ✔️ «одет», ✔️ «поел», ✔️ «уроки сделал», «дела нормально» ✔️ «жив» => хотя и это тоже очень важно.
 

Также важно установить единые правила для всех членов семьи.

Ежедневный систематический просмотр телевизора или постоянное залипание в телефон вполне можно приравнять к компьютерной игре. Поставьте себя на место ребенка: как бы вы отнеслись к утверждению, что все трудности в вашей жизни из-за просмотра телевизора или телефона?

Для урегулирования процесса, попробуйте ввести временнЫе ограничения на игры и подробно обсудить эти условия. Если подросток не завершает игру, лучше предупреждать о необходимости ее закончить за 10−15 минут до истечения оговоренного срока. Так у тинейджера появляется возможность закончить какие-то действия, дойти до логической точки и сохранить свой результат.

И, главное, никогда не стоит стесняться обращаться за помощью к специалистам. Подростку (как и взрослым) свойственно неосознанно искать доступные выходы из сложных ситуаций, с которыми трудно справиться самому. Своевременная помощь специалистов помогает любому человеку лучше себя понять и нормализовать состояние, а родителям разобраться в том, что происходит, и изменить стратегию поведения, чтобы улучшить взаимоотношения.
 

Маленькие выводы

  • Игры бывают разные: некоторые отлично прокачивают важные для учебы и жизни скиллы
  • Игры не зомбируют сами по себе
  • Игра может стать ключом к пониманию состояния подростка. Просто спросите, во что и почему он играет?
  • Зависимость от игры, как и любая другая зависимость, определяется вполне конкретными критериями. Не стоит увлеченную игру путать с зависимостью
  • Уход в игры — следствие трудностей в реальной жизни. Чаще всего это проблемы с самооценкой, взаимоотношения с семьей и сверстниками и личная жизнь. И с этим можно и важно разбираться.
Родителям