Компьютерные игры популярны у тинейджеров.
Но многие родители реагируют на такое увлечение достаточно категорично.
В прошлой статье, написанной подростком, мы уже посмотрели на эту ситуацию с одной стороны. В этот раз мы попросили профессионального психолога и эксперта по работе с подростками Анну Емельяновуоценить проблему с профессиональной точки зрения.
В этой статье разберемся, когда увлечение компьютерными играми — безобидное времяпровождение, а когда от родителей требуется обратить внимание на состояние подростка.
Но многие родители реагируют на такое увлечение достаточно категорично.
В прошлой статье, написанной подростком, мы уже посмотрели на эту ситуацию с одной стороны. В этот раз мы попросили профессионального психолога и эксперта по работе с подростками Анну Емельяновуоценить проблему с профессиональной точки зрения.
В этой статье разберемся, когда увлечение компьютерными играми — безобидное времяпровождение, а когда от родителей требуется обратить внимание на состояние подростка.

Статья: Почему подростки играют в компьютерные игры? Часть 2. Ответ психолога
Как воспринимает видеоигры наш организм?
Компьютерная игра — это созданное людьми виртуальное пространство, имитирующее реальность или ее элементы. Это значит, что игры наравне с реальностью активируют лимбическую систему, которая отвечает за возникновение эмоций.
С точки зрения нашего ума, в игре все понарошку, но эмоционально мы считаем происходящее реальностью: радуемся победам, расстраиваемся из-за неудач, боимся противников. В обобщенном виде игра активизирует нервную систему и провоцирует выброс гормонов: кортизола, адреналина, дофамина и эндорфинов, которые точно так же вырабатываются организмом и в реальной жизни. Игры создают иллюзию пережитых событий с вполне ощутимыми эмоциональными последствиями.
С точки зрения нашего ума, в игре все понарошку, но эмоционально мы считаем происходящее реальностью: радуемся победам, расстраиваемся из-за неудач, боимся противников. В обобщенном виде игра активизирует нервную систему и провоцирует выброс гормонов: кортизола, адреналина, дофамина и эндорфинов, которые точно так же вырабатываются организмом и в реальной жизни. Игры создают иллюзию пережитых событий с вполне ощутимыми эмоциональными последствиями.

Цитата: «Игры создают иллюзию пережитых событий с вполне ощутимыми эмоциональными последствиями»
Когда игра безопасна?
Если кратко — тогда, когда она не заменяет реальной жизни. Если жизнь подростка наполнена событиями, эмоциями, общением с друзьями и близкими, если он имеет увлечения и реализует себя через разные сферы жизни, то у родителей нет повода переживать.
В нормальном состоянии игра помогает человеку реализовать несколько важных целей:
В нормальном состоянии игра помогает человеку реализовать несколько важных целей:
- Сбросить напряжение или переключиться при высоких нагрузках и усталости. Кто-то предпочитает «потупить в телефон», а кто в онлайн-игры.
- Испытать свои возможности или примерить на себя роль какого-либо персонажа (без отказа от активных действий реальной жизни).
- Реализовать творческую энергию или прокачать навыки.
- Найти единомышленников, стать частью сообщества.
- Почувствовать себя уверенно среди сверстников через игровой результат.
- Получить удовольствие от создания чего-либо своего, от ощущения собственного влияния и управления игровым процессом.
Когда сидение за компьютером указывает на трудности у подростка?
- Когда игра заменяет что-то утраченное в жизни. Например, потерянную эмоциональную связь подростка с кем-то или чем-то. Так взрослые люди иногда начинают курить после стрессовых событий или потерь.
- Когда ради игры подросток бросает увлечения, перестает стремиться к чему-либо в реальной жизни и ставить цели, прерывает общение со сверстниками. При этом у него снижается успеваемость или совсем пропадает интерес к учебе. Когда подросток как бы «уходит» из реальности, избегает ее, заменяя игровым пространством.
- Когда необходимость или просьба завершить игру вызывает сильную агрессию.
- Когда время, проведенное за компьютером, сильно превышает установленное или начинает напрямую влиять на другие сферы жизни.
- Когда пространство игры начинает занимать бОльшую часть мыслей и разговоров подростка.
Почему игры начинают заменять подростку реальную жизнь?
- Неустойчивая самооценка. Это могут быть трудности, связанные с незнанием себя, процесс принятия себя, своей внешности или внутреннего мира. Сложность с поиском друзей, установлением близких отношений с кем-то, кто может разделить интересы ребенка. Причиной также может стать неуверенность в своих силах, отсутствие значимых для подростка успехов или трудность их признать.
- Подавленные эмоции. Так бывает, когда у подростка вырабатывается привычка замалчивать свои истинные переживания или не выражать сильные эмоции. Но даже если эмоции подавлены, им нужен выход. Игра в таком случае становится безопасным способом «выпустить демонов».
- Стрессовое событие. Это может быть развод родителей, напряженные отношения в семье, смерть близкого человека, смена места жительства и т. д. Игра становится способом отвлечься от очень сильных чувств, с которыми невозможно справиться одному.
- Трудности в отношениях с родителями. Так происходит, когда подростку уделяют мало внимания или же наоборот при излишнем контроле со стороны взрослых.
- В первом случае игра помогает тинейджеру «убежать» от неприятных чувств (например, ненужности, одиночества), во втором-играть по своим правилам.

Картинка: Видеоигры и подросток
Родителю стоит насторожиться, если у ребенка появились неожиданно резкие скачки настроения или подавленность, беспокойство, закрытость на протяжении недели и больше. Любое резкое изменения поведения — это тревожный звоночек. Обратите внимание на общую мотивацию, успеваемость, сон и аппетит — обычно именно они становятся первыми сигналами того, что что-то не так.
Что делать родителям с подростком-игроманом?
Для начала — мыслить шире и всегда разбираться в вопросе обстоятельнее. Конечно, хочется просто отмахнуться фразой «это все из-за компьютера». Да, эта формулировка позволяет не углубляться в проблему и не тратить ресурсы на поиски первопричин. Но такие выводы получаются безосновательными, а это напрямую влияет на доверие между взрослым и тинейджером.
Обращайте внимание на состояние подростка и старайтесь смотреть в корень проблемы — желание играть может быть связано с ними напрямую.
Для этого, конечно, придется вкладывать свои силы в отношения с подростком. Это значит устанавливать связь и искать доверие, а не только стандартный круг значимых для взрослых атрибутов благополучия:
✔️ «обут», ✔️ «одет», ✔️ «поел», ✔️ «уроки сделал», «дела нормально» ✔️ «жив» => хотя и это тоже очень важно.
Обращайте внимание на состояние подростка и старайтесь смотреть в корень проблемы — желание играть может быть связано с ними напрямую.
Для этого, конечно, придется вкладывать свои силы в отношения с подростком. Это значит устанавливать связь и искать доверие, а не только стандартный круг значимых для взрослых атрибутов благополучия:
✔️ «обут», ✔️ «одет», ✔️ «поел», ✔️ «уроки сделал», «дела нормально» ✔️ «жив» => хотя и это тоже очень важно.
Также важно установить единые правила для всех членов семьи.
Ежедневный систематический просмотр телевизора или постоянное залипание в телефон вполне можно приравнять к компьютерной игре. Поставьте себя на место ребенка: как бы вы отнеслись к утверждению, что все трудности в вашей жизни из-за просмотра телевизора или телефона?
Для урегулирования процесса, попробуйте ввести временнЫе ограничения на игры и подробно обсудить эти условия. Если подросток не завершает игру, лучше предупреждать о необходимости ее закончить за 10−15 минут до истечения оговоренного срока. Так у тинейджера появляется возможность закончить какие-то действия, дойти до логической точки и сохранить свой результат.
И, главное, никогда не стоит стесняться обращаться за помощью к специалистам. Подростку (как и взрослым) свойственно неосознанно искать доступные выходы из сложных ситуаций, с которыми трудно справиться самому. Своевременная помощь специалистов помогает любому человеку лучше себя понять и нормализовать состояние, а родителям разобраться в том, что происходит, и изменить стратегию поведения, чтобы улучшить взаимоотношения.
Для урегулирования процесса, попробуйте ввести временнЫе ограничения на игры и подробно обсудить эти условия. Если подросток не завершает игру, лучше предупреждать о необходимости ее закончить за 10−15 минут до истечения оговоренного срока. Так у тинейджера появляется возможность закончить какие-то действия, дойти до логической точки и сохранить свой результат.
И, главное, никогда не стоит стесняться обращаться за помощью к специалистам. Подростку (как и взрослым) свойственно неосознанно искать доступные выходы из сложных ситуаций, с которыми трудно справиться самому. Своевременная помощь специалистов помогает любому человеку лучше себя понять и нормализовать состояние, а родителям разобраться в том, что происходит, и изменить стратегию поведения, чтобы улучшить взаимоотношения.
Маленькие выводы
- Игры бывают разные: некоторые отлично прокачивают важные для учебы и жизни скиллы
- Игры не зомбируют сами по себе
- Игра может стать ключом к пониманию состояния подростка. Просто спросите, во что и почему он играет?
- Зависимость от игры, как и любая другая зависимость, определяется вполне конкретными критериями. Не стоит увлеченную игру путать с зависимостью
- Уход в игры — следствие трудностей в реальной жизни. Чаще всего это проблемы с самооценкой, взаимоотношения с семьей и сверстниками и личная жизнь. И с этим можно и важно разбираться.