Think24 блог

Мнемотехники, с которыми можно выучить любую тему

Как запомнить все и «расшевелить» свою память

Каждому школьнику актуальна проблема запоминания многочисленных определений, терминов, формул и всего того, что кажется невозможным выучить и, главное, запомнить!

Бывает, учите, учите и учите, а потом в нужный момент, чаще всего именно у доски, все резко вылетает из головы. Да и невозможно держать в памяти столько всего!

А если мы скажем, что знаем решение этой проблемы?

Используя мнемотехники для запоминания информации, можно фиксировать в памяти все что угодно, не только качественнее, но и быстрее.
 

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника (англ. the Art of Memory) — с английского «искусство памяти».

Или простым языком, техника изучения и запоминания материала, которая позволяет запомнить столько информации, сколько требуется. И это не магия, а проверенные методы, которые точно работают!

Давайте разбираться на конкретных примерах!
Статья. Мнемотехники, с которыми можно выучить любую тему. Как запомнить все и «расшевелить» свою память
 

Система Шед

Эта техника позволяет запомнить даты, сложные формулы по математике, геометрии, физике и даже истории. Нужно лишь подобрать несколько слов, которые по количеству букв в сумме будут давать цифру в числе, которое необходимо выучить.

Что надо делать?

  1. Выбрать число, которое необходимо выучить. Допустим, это будет дата начала княжения Рюрика и его братьев — 862 год.
  2. Подобрать 3 слова по количеству цифр: княжение (8 букв), начало (6), да (2 буквы).
  3. Вспомнить эти слова, когда надо будет воспроизвести дату в памяти, и посчитать количество букв. Все, вы прекрасны.
Система Шед. Как запомнить дату начала княжения Рюрика и его братьев? «Заморские гости» — Н. Рерих, 1901
 

Техника Миллера: Магическое число 7±2

Ничего непонятно, но очень интересно… Давайте разбираться!

Американский исследователь Джордж Миллер выявил, что кратковременная память человека фиксирует за один раз не более 9 элементов, а иногда и не более 5. Так что максимум объектов, которые можно запомнить, равен 7.

А что если элементов больше?

Мозг делит информацию на подгруппы со значениями от 5 до 9.

Получается 7±2

Эту мнемотехнику можно использовать при выполнении домашнего задания. Например, завтра ребенка ждет диктант по английскому языку, в котором будет более 20 слов.
Что надо делать?

  1. Необязательно выполнять все сразу, можно распределить свои время и силы на несколько временных промежутков.
  2. За первые 15 минут попробовать выучить 5−7 слов, больше не нужно!
  3. Остановиться на 5 минут и попробовать вспомнить эти слова.
  4. Если все получилось, можно переходить к другой порции слов, а если нет — попробовать выучить их снова.

Так будет намного эффективнее, чем если начать повторять все 20 слов по кругу!
Техника Миллера: Магическое число 7±2
 

Метод римской комнаты

Мнемотехника подойдет всем, кто любит визуализировать и фантазировать. Базируется на следующем: информация запоминается быстрее и качественнее, если представлять ее в пределах одного пространства. Сейчас объясним!
Что надо делать?

1. Выбрать небольшой объем информации, который надо выучить (определение, формулу или четверостишие).

2. А теперь нужно связать каждую единицу информации с каким-либо предметом в комнате. Приведем пример.
Вам нужно срочно выучить часть поэмы «Мцыри»!

Представляем, что:
шкаф — первая строчка
подоконник — вторая строчка
стол — третья строчка
кровать — четвертая строчка
и так далее…
3. И таким вот интересным образом можно распределить все единицы информации по комнате, квартире или любому другому месту.

4. Когда все будет готово, «мысленно прогуляйтесь» по вашему пространству. Что у нас получится?

Подходим к стеллажу: «Немного лет тому назад»
Идем к подоконнику: «Там, где, сливаяся, шумят»
Садимся за стол: «Обнявшись, будто две сестры»
Присаживаемся на кровать: «Струи Арагвы и Куры»

Уверяем, вы вспомните все!
Метод римской комнаты и поэма «Мцыри»
 

Метод Айвазовского

Эта техника не только для творческих людей, как вы могли бы подумать. Просто ее частенько использовал Иван Константинович Айвазовский для создания своих шедевров, а заключалась она в применении фотографической памяти.

Что надо делать?

  1. Посмотреть в тетрадь или учебник, где выписан материал, который нужно выучить. Например, перед вами список тригонометрических формул. Начнем с sin2x + cos2x = 1.
  2. Попробовать запомнить, где расположен каждый элемент на странице: сверху, снизу, рядом с номером страницы.
  3. Не хватает деталей? Можно использовать ручку, маркер и выделять элементы: подчеркивать, рисовать стрелочки и просто фантазировать: обведите степени синуса и косинуса в красный круг или подрисуйте рожки, а потом выделите желтым маркером число 1.
  4. Воспроизвести информацию с закрытыми глазами, представляя каждый элемент. И доучить эти злосчастные формулы по такому принципу :)
Автопортрет — И. Н. Айвазовский, 1874 год
 

Фонетические ассоциации

А эта техника будет очень полезна тем, кто сдает иностранные языки. И даже если ребенок отказывается учить и повторять английские слова, предложите ему этот способ… Вдруг он еще о нем не знает.

Если применять эту технику, можно стать englishman или englishwoman в своем классе.
Что надо делать?

  1. Выбрать слово, которое необходимо выучить.
  2. Попробовать прочитать его на русском. Например, слово «condition», которое переводится как «состояние, условие» с английского. На что похоже это слово? На кондишн, конечно! Сразу приходит ассоциация с кондиционером. А кондиционер позволяет сделать более комфортные условия для жизни :)

Да-да, это легально. На что еще не пойдешь, чтобы запомнить «неучибельные» слова.

Теперь вы никогда не забудете вашу ассоциацию. Гарантируем!
Фонетические ассоциации. Слово «condition» — «состояние, условие»
Это были самые популярные и действенные, на наш взгляд, мнемотехники, которые помогут в учебе и в подготовке к экзаменам в том числе. Поэтому смело применяйте их на практике и не забудьте поделиться этой статьей с тем, кому это может быть интересно.
Ученикам