Think24 блог

Как не дать стрессу испортить экзамены?

Учебный год подходит к концу, экзамены близятся, нервы у многих не выдерживают. Мы провели опрос среди учеников и родителей Think24: многие отмечают усталость, тревогу, апатию и выгорание накануне ЕГЭ.

В этой статье мы вместе с психологом Анной Емельяновой разбираемся, что такое стресс, как его распознать и что делать, чтобы он не испортил результаты экзаменов. В конце статьи несколько техник самопомощи, которые помогут в момент справиться с накатывающей паникой.
Статья. Как не дать стрессу испортить экзамены? Ответ от психолога Анны Емельяновой
 

Как устроен стресс?

Стресс — это реакция организма, возникающая в ответ на что-то необычное, неожиданное или угрожающее. Такие явления называют стрессорами.

Стрессовая реакция очень тесно связана с работой нашей нервной и эндокринной систем, выступающих главными помощниками организма. Они реагируют на любую «угрозу», чтобы помочь нам выжить. Это важнейший механизм, благодаря которому человечество вообще смогло эволюционировать. В самом по себе стрессе ничего плохого нет, это такая же биологическая реакция как, например, голод или усталость.
 

Стресс может быть полезен, если:

  • он не очень продолжительный
  • у организма есть ресурсы справиться с проблемой
 

Стресс приносит вред, если:

  • он длительный или слишком сильный
  • человеку трудно найти выход из стрессовой ситуации
  • он приводит к истощению сил и ресурсов

Для древнего человека система стрессоров была достаточно ясна: хищники, враги и плохая погода. В современной жизни саблезубых тигров заменили родительские чаты в WhatsApp, нервное начальство и инфляция. Эти ситуации не связаны напрямую с выживанием, но вызывают эмоциональный стресс, свойственный человеку разумному и социальному.

Важно понимать, что стресс могут вызывать не только события, но и наше отношение к ним. У одних экзамены ребенка вызывают тревогу и страх, а для других это всего лишь бытовое неудобство.
 

Как понять, что вы в стрессе?

Иногда мы можем быть настолько вовлечены в проблему или ситуацию, что просто не замечаем, что организм отчаянно борется с нагрузкой. После того, как все кончилось, мы чувствуем усталость и опустошение, но не можем понять причины этого.

Чтобы не терпеть разрушительных последствий, важно осознать себя в моменте. Психологи выделяют признаки, по которым это можно отследить, что вы находитесь в состоянии длительного стресса:
 

Физиологические изменения

Мышечное напряжение, ощущение усталости, апатия, учащенное сердцебиение, изменение сна и аппетита, нарушение пищеварения, повышенная потливость, жар или, наоборот, холод в конечностях, дрожь в теле, различные боли (головные, например), проблемы с кожей и т. д.
 

Эмоциональная подавленность

Может проявляться как чувство тревоги, раздражительность, резкая и частая смена настроения, апатия, отсутствие интереса к происходящему.
 

Умственные трудности

Рассеянность, уход в фантазии, ухудшение памяти и внимания, замедление мыслительных процессов. Человеку может быть просто трудно думать, принимать простые решения и делать привычные дела.
 

Поведенческие изменения

Трудно найти себе место, включаться в привычные дела, может возникнуть желание направлять энергию в непривычное русло — например, в уборку или какое-то неожиданное хобби. Изменения могут проявляться через прокрастинацию или замещение — неконтролируемое заедание, уход в видеоигры, бесконечный просмотр сериалов.
 
Инфографика с признаками длительного стресса
 

Что стоит за стрессом перед экзаменами?

От экзаменов не умирают, но экзамен — это испытание, которое несет большую социальную нагрузку для ученика и родителя.

Ученик часто сталкивается с ожиданиями социума и нагнетанием обстановки взрослыми. Это повышает ответственность за результат и формирует страх не справиться или получить «не ту» оценку, за которой может последовать что-то неприятное. К тому же стресс могут усиливать трудности с самоорганизацией (распределять время, включаться в деятельность и т. д.) и мотивацией.

У взрослых отметки детей иногда становятся экзаменом родительской компетентности: а хорошо ли я воспитал? а какой я родитель? что я передал и вложил? Или же формируют тревогу перед оценкой других людей: а что скажут другие обо мне и нашей семье?

Ну и конечно тревоги взрослых — это будущее ребенка: в какой вуз поступит, кем станет, какую работу найдет. Здесь часто включается опыт собственной жизни, собственных успехов и неудач, которые переносятся на путь ребенка.
 

Как родителям себя вести, чтобы не усугубить ситуацию?

Дорогие родители, помните, что вы — взрослые. И от того, что вы транслируете своему ребенку, зависит и его состояние и его настрой.

Экзамены — это временный жизненный этап. И остальная жизнь в этот момент не останавливается. Поэтому здорово, если взаимодействие с ребенком не будет сводиться только к разговорам об учебе.
1. Наполняйте общение обычными человеческими разговорами о планах на лето, жизни, просмотром фильмов, играми в настолки, досугом и т. д.

2. Помните, что у ребенка есть свой собственный путь. Оценка за экзамен не определяет всю жизнь, успешность в будущем и не делает жизнь счастливее. А в современной реальности все большее значение имеют специальные навыки, гибкость в решении задач, креативность и soft skills.

3. Оостарайтесь взять под контроль свою тревогу при взаимодействии с тинейджером.
Ваша тревога — ваша, не заражайте ею ребёнка. Он как никогда сейчас нуждается в опоре, поддержке и принятии.

4. Определите своё отношение к успеваемости и экзаменам. Что для вас значат оценки вашего ребёнка? Как вы будете себя чувствовать, если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
Важно обратиться к своим чувствам, чтобы сопоставить ваши ожидания с реальностью. Попытайтесь понять, почему для вас это имеет такое огромное значение? Какой ваш прошлый опыт или представления о мире заставляют вас думать и чувствовать таким образом?
Если вы очень трепетно относитесь к оценкам и успеваемости, то это может влиять на отношения с ребенком. Но ребенок — это не только его оценки, почему тогда вы концентрируетесь именно на них?

5. Просто спросите подростка: «Чем я могу тебе помочь?»
Находите правильные слова поддержки, задавайте наводящие вопросы и постарайтесь избежать сравнений и обвинений. Подростку (как и любому человеку) в стрессе важно знать, что его будут любить и принимать несмотря ни на что.
Выбирайте более мягкие интонации, постарайтесь выйти из роли тревожного взрослого, которому нужно срочно все проконтролировать и направить ребенка на путь истинный. Лучше говорить из более спокойной и уверенной внутренней позиции.
Таблица. Когда хочется сказать так, попробуйте перефразировать!
 

Как подростку помочь самому себе в состоянии стресса?

1. Разобраться с планированием

Например, можно использовать такой алгоритм:
  1. Составить список того, что нужно сделать по каждому предмету
  2. Затем пронумеровать задачи по степени трудности и значимости по каждому предмету отдельно
  3. Не стоит самое трудное или самое легкое оставлять на конец. Лучше миксовать задачи, чтобы нагрузка распределялась равномернее. Тогда на фоне трудных задач, которые требуют бОльших затрат энергии будут и легкие, дающие ощущение результата и движения вперёд
  4. Чтобы трудные задачи не так пугали, можно разделить на более простые, и делать их постепенно
2. Не забывать отдыхать и двигаться

Организму нужны ресурсы, чтобы продолжать работать исправно и решать задачки по математике. Самый простой и главный их источник — еда, вода и сон.

Ложиться лучше до 12 ночи, хотя бы за час исключив яркие картинки, громкие звуки и все, что возбуждает нервную систему. Перед сном можно: принять ванную, помедитировать, почитать что-то легкое, слушать спокойную музыку. И приглушить свет, так мозг начинает вырабатывать гормон сна — мелатонин. А простая чистая вода в течение дня поможет избежать утомляемости и роста гормонов стресса.

Мозг будет работать гораздо лучше, если в режиме дня присутствует легкая физическая нагрузка: бег, велосипед, плавание, прогулки. Спорт не должен отнимать силы, которые и так на исходе, но должен обеспечивать весь организм кислородом и поддерживать адекватный метаболизм.
 

Бонус. Техники самопомощи при сильной тревоге

В этой части статьи поговорим о простых техниках, которые помогут остановить или уменьшить сильную тревогу или панический приступ. Такие приёмы могут оказаться актуальны до или во время экзамена, если сильные переживания мешают сосредоточиться.

В первую очередь стоит помнить, что тревога — это сигнал организма об опасности, реальной или воображаемой. Важно переключиться с тревожных фантазий и предположений об исходе экзамена на реальность.

Приведенные ниже приёмы можно использовать по одному или в комплексе. Важно, чтобы вы чувствовали, что для вас это работает.
 

Сформулировать и озвучить свой страх

Если рядом есть человек, с которым можно поделиться своим состоянием — озвучьте, что вас тревожит и чего вы боитесь, даже если в голове это звучит странно. Если такого человека нет — все равно сформулируйте, что приходит в голову, и озвучьте это для себя.
 

Дыхание

Представьте, что внизу вашего живота есть шарик. Сделайте вдох через нос в низ живота на 4 счета, представляя, что надуваете шарик. Следите, чтобы грудь оставалась на месте. Сделайте спокойный выдох через рот, считая до 8. Старайтесь, чтобы вдох и выдох плавно сменяли друг друга. Не делайте этого специально или с силой.

Концентрируйте внимание на том, как воздух проходит через ноздри, как наполняются и раскрываются легкие. При выдохе, наоборот, почувствуйте, как шарик в животе сдувается, а воздух становится теплее.

Продолжайте дышать до тех пор, пока не почувствуете, что становится легче.
 

Заземление

Важно почувствовать своё тело и опору в пространстве.

Сядьте, сделайте вдох и выдох. Желательно, чтобы дыхание было глубоким (обратитесь к предыдущей технике). Стопы уверенно и плотно всей поверхностью поставьте на пол. Важно сидеть устойчиво. Можно представить и почувствовать, как стопы «врастают» в пол, можно временно чуть-чуть перенести на них вес. Руки положите на колени или одну на живот, другую на грудь, чтобы лучше ощущать вдохи и выдохи. Не забывайте дышать:)

Выпрямите спину, почувствуйте опору в спине, ее силу и силу рук (напрягать ничего не нужно). Продолжайте дышать и наблюдать, что происходит с вашим телом, фокусируйтесь на ощущении устойчивости и опоры, следите за изменениями. Если какие-то симптомы усиливаются — не пугайтесь, продолжайте дышать и ощущать опору. Можно дополнительно произнести фразу: «я живая/ой», «я в безопасности».

Это же упражнение еще лучше сделать стоя, если есть такая возможность.

Упражнение можно завершить, когда почувствуете, что состояние отпустило, вы из него вышли, есть ощущение реальности, опоры в теле, спокойствия.
 

Снятие напряжения

Примите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Начните дышать. Постарайтесь, чтобы дыхание выровнялось и стало более плавным и глубоким. Начните фокусировать внимание по очереди на всех частях тела и расслабляйте их: лоб, нос, глаза, уши, нижнюю челюсть и т. д.

Старайтесь сохранять фокусировку на процессах тела — дыхании и расслаблении, — не уходя в мысли.

Упражнение можно закончить, когда вы ощутите в теле спокойствие и расслабление.
 

Техника 5-4-3-2-1

Сделайте глубокий вдох через нос и выдох через рот. Медленно оглянитесь вокруг себя, найдите в пространстве или вспомните:

  • 5 вещей, которые вы можете видеть. Понаблюдайте за ними и опишите их, пользуясь зрением.
  • 4 вещи, к которым можно прикоснуться. Понаблюдайте за ними и опишите их с помощью сознания.
  • 3 звука, которые вы можете услышать. Понаблюдайте за ними и опишите с помощью слуха.
  • 2 запаха, которые вы можете обонять. Понаблюдайте за ними и опишите с помощью обоняния.
  • 1 вкус блюда или напитка, которые вы ели или пили, вспомните вкус. Понаблюдайте за ним и опишите.

Описания должны быть конкретными и реальными, без фантазий. Только то, что непосредственно видят глаза или другие органы чувств. Например: я вижу вазу, она имеет овальную форму и сужается к горлышку. Она синего цвета.
 

Прогрессивная мышечная релаксация

Эта техника используется при сильном и/или «застрявшем» напряжении.

Спокойно вдохните через нос. Насколько это комфортно и возможно напрягите часть тела, в которой чувствуете проблему. Подержите в напряжении несколько секунд. И полностью отпустите напряжение вместе с выдохом. Можно повторить несколько раз с одной или разными частями тела.
 

Опора на сильные стороны

Определите, на что вы реально можете влиять при подготовке и во время экзамена, и сделайте упор на том, в чем уверены. Возможно, вы отлично разбираетесь в каких-то отдельных темах, щелкаете легко определенный тип заданий, умеете быстро ориентироваться в новых ситуациях, или у вас отличная память. Перечислите вслух или выпишете на листок ваши сильные стороны. Можно начать со слов: «Я знаю то, то и то», «Я уверен в том, том и том», «Даже если я не все буду знать, я справлюсь и не умру.» :)
 

При панической атаке

На случай экстренной самопомощи при панической атаке можно положить лед на запястье или шею, можно опустить кисти рук в холодную воду и переключить свое внимание на эти ощущения в теле.
Картинка. У тебя все получится!
 

В заключении: верьте в себя!

Дорогие родители и выпускники! Экзамены — это просто маленькая часть жизни. Мы часто смотрим на них через призму страха и неуверенности. Но помните, что экзамен — это еще и способ увидеть и прочувствовать свои возможности на данный момент.

Это очень жизненно. Ведь мы правда не можем все знать, не можем быть готовы ко всему. И это нормально, это не делает нас хуже. Мы получаем опыт, через который узнаем себя, свои возможности и определяем, на что мы уже можем в себе опереться, а что хотим развить. И чего вообще хотим.

Я сама поступила в университет не с первого раза, чем, наверняка, кого-то удивила, а может, и разочаровала. Но потом получила две профессии, от которых кайфую!

Пусть этот этап жизни вызовет у вас не только панику, но и интерес. Вы проживаете ту часть вашего пути, которая поможет вам лучше узнать свои желания, а родителям освежить свои представления о жизни и посмотреть на нее шире.
Удачи вам и бережного отношения к себе! 
Анна Емельянова
Родителям Ученикам